Великопостный каталог белградских церквей. Часть 3 - Врачар.


Если подыматься по улице Князя Милоша в сторону Скупщины, то слева (во дворе министерства финансов) можно увидеть скромную серенькую церковь Вознесения Господня - один из достаточно немногочисленных архитектурных памятников недолгого царствования Князя Михаила Обреновича.


Построена она в 1863 году - и всем своим видом как бы представляет Сербию такой, какой она была при первых Обреновичах - крохотную, не до конца еще стряхнувшую с себя столетия бусурманского господства. Самое важное, что нужно знать об этом храме - что его престольный праздник совпадает с Крестной славой сербской столицы (Вознесение по-сербски называется просто СПАСОВДАН).

Дальше по той же улице - на краю парка с татарским названием ТАШМАЈДАН - высится наверно самая визуально выразительная из всех церквей белградского пространства. Знакомьтесь, ЦРКВА СВЕТОГ МАРКА, завершена в 1940 году.


Ничего не скажешь, замечательный образчик псевдовардарского стиля - увеличенная в несколько раз реплика церкви монастыря Грачаница на Косову.

Прямо за ее алтарем - белая русская церковка Св. Троицы, смотрящаяся здесь, как шлюпка на фоне броненосца.


Впрочем, так было далеко не всегда - ибо когда Троицкая церковь только была построена - в 1924 году - тогдашняя церковь Св. Марка (кладбищенская церковь некогда бывшего тут селения Палилула) была очень даже скромной (на этой довоенной фотографии ее можно разглядеть слева).


В той старой Марковской церкви после Майского переворота 1903 года были похоронены злосчастные Александр Обренович с Королевой Драгой. Крыша старой церкви рухнула после бомбежки в апреле 1941 года - и ее решили не восстанавливать, а останки незадачливой Венценосной Четы перенесли в крипту новой церкви Св. Марка. (Кстати - если мы заговорили о знаменитых захоронениях, то в Троицкой церкви похоронен барон Врангель - да, да, тот самый, Петр Николаевич.)

Ну а конечно главный храм на Врачару - Святосавский. Строился он почти семьдесят лет - с 1935 по 2004 год и представляет из себя творчески переработанную реплику Константинопольской Софии


(точное соотношение размеров копии и прототипа можно посмотреть вот здесь).

Над входом - мозаичные иконы двух главных людей сербской истории: Преподобного Симеона Мироточивого


(если кто еще не в курсе, то Преподобный Симеон и основатель сербского государства Стефан Неманя - это один и тот же человек, только на разных жизненных этапах) - и его младшего сына, первого Архиепископа автокефальной сербской церкви - Святого Савы.


Если же кто хочет посмотреть на мозаики внутри храма (а там определенно есть, на что посмотреть) - то это можно сделать на сайте храма.

Ну и место для строительства Святосавского храма выбрано совершенно не случайно. Здесь, на тогдашней окраине Белграда, в 1595 году, после поражения БАНАТСКЕ БУНЕ, турки сожгли мощи Св. Савы,


так что нынешний белоснежный гигант предоставляет всякому засомневавшемуся видимое подтверждение resurrectionem futuram iustorum et iniquorum.

А справа от нового храма (если смотреть со стороны алтаря) - по тому же принципу, что мы только что видели на примере двух церквей Св. Марка - старая Святосавская церковь, построенная в 1895 году и серьезно перестроенная в 1935-м,


так что в ее формах различимы черты двух разных стилей - и угловато-неказистого времен Обреновичей - и угловато-элегантного времен Первой Югославии.

Ну а если кто пропустил предыдущие части нашего Великопостного каталога, то вот ссылки:

Часть 2. Калемегдан - https://las-letras-del-buho.blogspot.com/2024/03/2.html

Комментарии

Популярные сообщения