Великопостный каталог белградских церквей. Часть 1 - Земун.


Все (или почти все) церкви, о которых я собираюсь написать в этой серии, в моем блоге уже упоминались, но - по отдельности - и как-то безсистемно, время же Великого поста (который кстати по-сербски вовсе не ВЕЛИКИ, а ЧАСНИ) определенно располагает к тому, чтобы присесть, собраться с мыслями - и попытаться все упорядочить. Ну и заодно будет повод сходить в гости ко всем этим церквям - посмотреть, как они стоят в самоуглубленном молчании, ожидая дня Светлого Воскресенья.


Начать же надо с того печального факта, что по-настоящему древних православных храмов в нынешнем Белграде - нет. Есть конечно церкви, поставленные на месте своих предшественниц, но не более того. Поэтому - если подходить к делу хронологически - то начинать список белградских церквей нужно здесь, в Земуне, который с 1920-х годов считается пригородом столицы, хотя конечно исторически был отдельным городом (а до Великой войны и вообще находился в другой стране).


Итак, знакомьтесь - самая старая церковь в границах современного Белграда - Никольская.


Воздвигнута она в 1752 году на месте деревянной молельни того же посвящения, которая в свою очередь была первой православной церковью, открытой в Земуне после его освобождения от турок в 1711 году. Храм по сей день сохранил иконостас XVIII века, но не внешний облик - ибо в 1867 году сильно пострадал от пожара, так что его нынешняя эффектная колоколенка датируется 1870 годом,


каковую дату всяк, проходящий по улице Негошевой, может на ней прочитать.

Вторая по древности земунская церковь, посвященная Рождеству Богородицы, построена в 1774 году недалеко от тогдашнего еврейского квартала.


Архитектура ее поразительно похожа на многие другие храмы в стиле "воеводинского барокко", так что пожалуй самыми интересными наружными элементами являются вделанные в стены надгробные плиты, самые старые из которых относятся к 1780-м годам -


и обратите внимание, что многие из них - на греческом языке. 

Но зато внутри есть очень выразительные резной барочный иконостас и кафедра проповедника по левой стороне, на которые безусловно сто́ит посмотреть.

Так же небезынтересно отметить одну деталь,  демонстрирующую, что - хотя православные и пользовались в Габсбурской империи некоторыми свободами (например, с 1708 года в Сремских Карловцах существовала сербская митрополия, в 1848 году преобразованная в Патриархию) - но ни о каком равенстве с католиками не было и речи. Ведь - согласно тогдашнему имперскому законодательству - если в католическую церковь можно было войти прямо с рыночной площади, 


то в православные - только со двора.


Еще одна церковь, построенная еще в XVIII веке, находится в Земунском парке (для тех, кто не в курсе - в те времена на месте нынешнего парка находилась карантинная зона) и посвящена Св. Архангелу Гавриилу.


Воздвиг ее в 1786 году сербский купец Тоша Апостолович в утешение православным, путешествующим из Османской империи в Европу - и зависавшим на несколько недель в карантине (в очередной раз убеждаешься, что что-то новое под луной придумывается очень редко).

Ну а долгожданное введение свободы вероисповедания в Австро-Венгрии в 1860-е годы ознаменовалось здесь в Земуне постройкой церкви Св. Великомученика Димитрия Солунского (1878 год) на самой земунской верхотуре - на православном участке старого кладбища -


в стиле, не имеющем определенного названия, но зато очень распространенном на противоположном берегу Савы, куда мы и направимся в следующий раз.

Не пропустите обновления!





Комментарии

Популярные сообщения