Последняя битва Валленштайна


Погода, бывшая вполне себе зимней в декабре, с наступлением января вдруг резко растеплелась - и у нас тут теперь прям досрочная весна: днем больше плюс десяти - правда с сильным ветром, переодически приносящим мелкие дождики. Главное, что пока уцелело от зимы - это коротенькие световые дни, так что выбраться куда-то далеко просто не успеваешь до темноты. И вот глянули мы на карту - что тут еще рядышком есть неисхоженного - и поехали в Щчинаву (это около часа езды в гвогувском направлении).

Основана эта самая Щчинява в начале XIII века (по-немецки ее название звучит как "Штайнау"), и у нее есть вполне себе приличный герб (на чисто немецкий манер грубо сколоченный из двух половинок):


Самое старое здание Щчинявы - костел Воздвижения Св. Креста:


XV век, самая настоящая готика, без всяких там "псевдо-".

Как и у всякого средневекового города, у Щчинавы когда-то были стены, остатки которых все еще рыжеют в городском парке:



Эти стены и этот костел конечно же до сих пор вспоминают по ночам день 11 октября 1633 года, когда на поле около Штайнау сошлись армии противников по Тридцатилетней войне: шведско-саксонской командовал граф Тюрн, имперской - сам Валленштайн.


Провидению было угодно, чтобы  сражение при Штайнау (убедительная победа с пленением вражеского командующего) оказалось последним для лучшего полководца той войны: со дня гибели сильнейшего из его соперников на поле брани шведского короля Густава Адольфа в побоище под Лютценом прошло чуть меньше года, до предательского убийства самого герцога Фридландского в богемском Эгере оставалось четыре месяца, а до безславного конца войны, выиграть которую был неспособен даже Валленштайн - еще целых пятнадцать лет...

Так за что же убили непобедимого полководца? Вроде бы за переговоры с противником без ведома Императора - хотя такое объяснение мало чего в действительности объясняет, ибо подобными вещами обычно занимаются побежденные, а не победители. О чем же грозный герцог пытался договориться с протестантами? Самые смелые интерпретаторы истории утверждают, что об объединении Германии (за два с половиной столетия до Бисмарка!) Звучит конечно занятно, но где бы в такой альтернативной истории царствовал (и что бы завоевывал) Фридрих Великий? А без Фридриха Великого вообще какая-то неинтересная фоменковщина получается...


Да и, бродя по Щчинаве, начинаешь слегка недоумевать: а за что тут собственно было сражаться? Неужели вот за эти потемневшие от капризной силезской погоды кирпичи?


Ну да, тут еще конечно есть вот такой уютненький - персикового цвета - дом престарелых:


и даже вот такой забавный трехцветный "будынэк" с высокой трубой,


но что-то закрадывается легкое подозрение, что в XVII веке всего этого тут еще не стояло...

Ага, мне тут подсказывают, что в Тридцатилетняя война была войной концептосфер - а в такой войне практически не важно, что представляет из себя точка на карте, важно отколоть маленький кусочек от "их" хаоса - и присоединить к "нашему" космосу -


архаическое такое делание, вновь всплывшее из доисторических глубин в постренессансной Европе на встречных волнах "контр-" и "просто" реформации.

Кстати, одним из владений, перешедших в годы той войны в руки Валленштайна от своего менее обласканного милостями Беллоны прежнего хозяина, было Заганское герцогство (помните этот городок с дворцом Бирона и памятником медведю?) - так что можно смело утверждать, что и этот великий человек был чем-то наш, земляк, силезский!

Но вот этот дощатый сарай точно должен помнить Валленштайна:


Ибо, если не он - то кто?

А вот под этим кустом наверняка сидела в тот день засада:



Не знаю только чья, шведская - или наша...

Комментарии

Популярные сообщения