The Return of the King
Начало февраля - сурок Филл уже высовывался из норки, и что он после этого увидел... это конечно же зависит от того, где в этот момент находились вы, читатель (и чем я после такого периода не Павич?)
Ну а - если без сурков и Павичей - то не знаю, как там у вас, а у нас в Белграде - уже вполне солнечно и весенне.
Мы гуляем по юго-восточным окраинам столицы в поиске следов истории столетней давности.
А все дело в том, что когда после Великой войны король Петр вернулся в Сербию...
Впрочем, королем семидесятипятилетний старец был уже только номинально. Еще до начала войны он назначил своего среднего сына Александра регентом и главнокомандующим - и начал отходить от дел. Времена стремительно менялись - и герою еще Франко-Прусской войны, со здоровьем окончательно подорванным страшным отступлением через албанские горы осенью 1915 года -
в этом новом послевоенном мире уже явно не было места. Так что старый король не стал ломиться в занятый другим дворец, а просто взял - и купил себе КУЋУ НА СЕЊАКУ. Стоп - а вот и эта самая кућа!
Ничего себе кућица, ага? Над входом склонилась магнолия, по всей вероятности заставшая Короля Петра живым
(вот где-то через месяц она расцветет - и тогда надо будет не забыть завернуть сюда еще разок с фотоаппаратом!)
Сто лет назад Сеняк был окрестностями Белграда - теперь это вполне часть города (сюда ходит от нас 88-й автобус),
но все равно - тихий такой, солидный район, не капельки не похожий на истерически бьющееся серое сердце Белграда.
Недаром тут расположены многие посольства (например, канадское и китайское).
В самой же КРАЉЕВОЈ КУЋЕ теперь музей (во какую арку отгрохали!) -
хотя реально никакой экспозиции нет - какая-то выставка каллиграфических опытов учеников средней школы на первом этаже - и две современных копии королевских мундиров (одного парадного, другого полевого) - на втором.
А на соседнем из южнобелградских холмов - НА ВОЖДОВЦУ - прячется между многоэтажками и кедрами церковка Св. Царя Константина и Царицы Елены, построенная в начале ХХ века и реконструированная после военного разорения в 1920-е годы -
замечательна она тем, что - по благословению Патриарха Германа - ее расписал известный югославский художник Милич Станкович, работавший под псевдонимом Милич од Мачвы - и по стилю своих работ вполне заслуживающий титула балканского Босха.
В своих церковных росписях Милич от Мачвы слегка более академичен - но только слегка. Как летали у него бревна на фоне алого неба на полотнах на темы сербской истории -
так они продолжают летать и на сцене Тайной вечери на алтарной стене церкви Свв. Константина и Елены.
Впрочем, ведь и Босх тоже расписывал алтари -
и видимо нужно родиться испанцем, чтобы понимать, кому - и о чем - можно молиться перед такими алтарями.
Комментарии
Отправить комментарий