Занимательные железяки


Начало календарной зимы в Белграде выдалось теплым, но ветреным и хмурым,


по Князя Михаила уже расползаются рождественские ларьки,


но осенние листья еще толком не опали - и предательски желтеют из-за спины у памятников.


В такую непонятную погоду ехать куда-то далеко совершенно не хочется - и мы пошли туда, куда давно собирались сходить - в военный музей.


Расположен он в Калемегдане - сразу за монументом благодарности Франции (если вы его увидите, то тут же узнаете). Но зайти внутрь не так уж легко - надо сперва войти в главные врата крепости, 


потом повернуть налево - и во втором крепостном рву (ибо - как всякая приличная крепость - Калемегдан имеет больше одного кольца стен и рвов) вы увидите уличную часть экспозиции.

Несомненной звездой коллекции является вот этот Renault FT 1918 года выпуска с круглой башней производства фабрики Жиро (машины 1917 года выпуска имели граненую).


Сейчас конечно сложно сказать, какую реальную полезность на поле боя могли иметь эти довольно-таки игрушечные машины, вооруженные совершенно несерьезной артсистемой - и в данном варианте не имевшие вообще никакого пулемета


(ибо штука, торчащая рядом с пушкой - это не ствол, а оптический прицел) - но видимо какую-то все-таки имели, ибо они были не только самым массовыми танками Великой войны, но не раз ходили в бой и в следующей большой войне. Мне пока не попадались фотографические подтверждения их участия в боях Ля Крусады, но в той нелепой войне всех против всех, что началась здесь в апреле 1941 года, они совершенно точно успели отметиться.


А вот стоящий рядышком PzKpfw I Ausf. F на Ля Крусаду точно не успел,


ибо там были только машины модификаций А и В, 


которых мои соотечественники постоянно пытались перевооружить 20-мм пушкой Breda modello 35 вместо одного из пулеметов. Ну а Ausf. F - это типичная противопартизанская машина: достаточно толстая броня, чтобы не у каждого встречного партизана нашлось, чем ее пробить - и собственное вооружение, не предполагающее встретить на своем пути вообще никакой брони.

Рядышком - итальянский симпатяга М14/42 (к сожалению, где-то потерявший обе гусеницы) - несколько запоздалая вариация на тему Vickers 6-ton, превосходившая оригинал пожалуй только наличием спарки пулеметов в корпусе (это при вдвое-то большей массе!).


Судьба данного экземпляра наглядно демонстрирует, насколько хрупкой была злополучная броня фирмы Ansaldo.

А вот еще одна итальянская машина - L3/35 (безусловная чемпионка мира в номинации низкого силуэта и угла наклона лобовой брони).


Воевала она повсюду от Абиссинии до Андалусии - но особых лавров как-то не снискала. У выставленного в музее экземпляра спарка пулеметов Breda 38 куда-то подевалась, возможно некий предприимчивый партизан пытался перевооружить ее чем-то более разрушительным (по крайней мере, сами итальянцы неоднократно экспериментировали в этом направлении).


Ну и замыкает мой личный Top 5 маленьких симпатичных танчиков (предпраздничный привет youtube каналу Королевского танкового музея в Бовингтоне!) M3A1 Stuart,


названный в честь героя кавалерийских рейдов времен Гражданской войны в Америке - и замечательный тем, что его башня не имела ни пола, ни сидений - командир и наводчик должны были воевать стоя.

В самом же здании Военного музея (вход налево от рва с танчиками) тоже собрана неплохая подборка железяк размером поменьше - "от Ромула до наших дней". Если вдруг окажетесь в Белграде в непогожий денек, 


вполне можете завернуть и убедиться своими глазами, как ладно смотрится Beretta M38 - и какой же все-таки урод ПУШКОМИТРАЉЕЗ системы Шоша!

Комментарии

Популярные сообщения