Белград во времена деспота


Калемегдан прекрасен всегда. Такое изощренно-хаотическое сплетение - давнего и нового, исторического и случайного - не так легко найти не только в Сербии, но и во всей остальной Европе.


Но особенно прекрасен он, когда вы пришли в этот многослойный парк не просто прогуляться перед обедом, а зная, что хотите найти. И сегодня мы пришли сюда искать следы вот этого человека:


Ой! Да уж, кто только придумал заказывать памятники этим современным скульпторам... Без таблички и не разберешь. Внимательно читаем надпись на желтоватом камне. Да, это он - деспот Стефан Лазаревич. Тот самый человек, которому первому пришла в голову мысль сделать Белград сербской столицей.


Хотя тут требуется предисловие. Дело в том, что до начала XV века Белград и вовсе не был сербским (а сербский правитель вовсе не назывался деспотом). Но все изменилось после эпохальной битвы при Анкире в 1402 году, когда победитель-Тамерлан великодушно отпустил из плена князя Стефана и тех, кто уцелел из его ТЕШКИХ ОКЛОПНИКА (султану Баязиду повезло гораздо меньше - его посадили в железную клетку, в которой он и помер).

Сербские историки конечно же утверждают, что Тимур проявил столь необычное для него великодушие, впечатлившись мужеством сербских латников, но может быть все было гораздо проще и циничнее - отпуская Стефана соратники, татары хотели превратить невольных союзников османов в их заклятых врагов. И если это и был Тимуров расчет, то он - сработал.


По дороге домой Стефан заехал в Царьград, где получил от кесаря титул деспота, а по возвращению в Сербию вступил в переговоры с венгерским королем Сигизмундом Люксембургским (Священным Римским Императором Сигизмунд станет только в 1433-м). Бывшие противники по Никопольском полю быстро нашли общий язык - и в знак вечной дружбы в 1405 году Стефану был подарена эта самая - слегка запущенная - крепость у слияния Дуная и Савы.

Получив подарок, Стефан не стал сидеть без дела - и за два десятилетия отстроил град "яко Новый Иерусалим".


Но что же из этого сохранилось до наших дней? Конечно же немногое. Вот этот участок стены с воротами, до сих пор называемыми ДЕСПОТОВА КАПИЈА - и полукруглой башней,


и еще развалины митрополичьих палат.


А почему кстати митрополичьих, а не Патриарших? А потому, что в те годы кафедра Сербских Патриархов находилась в Пече, в 1690 году была перенесена в Карловцы, а Белград сделался Патриаршей резиденцией только в 1921 году.

Мощи Преподобной Параскевы были перенесены сюда в Калемегдан из монастыря Любостиня в 1417 году по просьбе матери деспота княгини Милицы - и покоились здесь сто лет - вплоть до турецкого завоевания.


Но сама восхитительно-балканская церковка Света Петка конечно же гораздо более поздняя - 1937 год.

Как вообщем-то и все в то неспокойное время, история Белграда Лазаревичей была очень недолгой. После внезапной кончины бездетного Стефана в 1427 году ему наследовал его племянник Джурадж Бранкович (кстати в сербском есть два разных слова, обозначающих племянника - знакомое нам по  славянским паремиям БРАТАНИЋ - и СЕСТРИЋ; так вот, Джурадж приходился Стефану сестричем - сыном его сестры Мары) - и Сигизмунд поспешил забрать Белград назад. На всякий случай.


И это конечно же был далеко не последний раз, когда нынешняя сербская столица переходила из рук в руки.


Но все другие истории - уже для другого раза.



Комментарии

Популярные сообщения