Немногословная Рума
После довольно жаркой недели - суббота выдалась хмурой и прохладной - но не сидеть же весь день дома, глядя на раскачивающиеся в окне верхушки платанов! Так что мы рискнули залезть на станции Новый Белград в красно-синюю электричку -
и поехали в Руму - это всего сорок минут пути.
Около сонно-запущенной станции - памятник Навсегда Приехавшему Паровозику.
Ну уж нет, лично мы еще полетаем!
Да, для контекста. Рума впервые упоминается в записях в середине XV века, в начале XVI-го сюда пришли османы, но по-настоящему зацепиться за эти плоские равнины не смогли - и согласно Пожаревацкому миру 1719 года город стал частью Королевства Славония - одного из маленьких недогосударств, составлявших в совокупности "лоскутную империю" Габсбургов.
В результате - после двух веков под цесарской властью - православные церкви тут (как впрочем и повсюду на левом берегу Савы) практически невозможно отличить от католических - разве что по внутреннему убранству.
А еще венское правительство поощряло поселение в этих приграничных землях немецких колонистов -
и в Руме они составляли значительную долю городского населения вплоть до конца Второй Мировой войны.
Молчаливым свидетелем этой части румской истории - на католическом участке городского кладбища -
сереет фамильный склеп Ташнеров с трогательным барельефом Воскресения Христова на фронтоне.
Впрочем, в румской земле спят, ожидая всеобщего воскресения, не только немцы. В самом дальном углу кладбища, куда невозможно пройти, не будучи облаянным бдительными собаками, можно увидеть и вот такие буквы,
изобретенные еще до Вавилонского столпотворения; несмотря на то, что Рума находилась совсем рядом с границей двух империй, она никогда не относилась к области Военного Фронтира, поселение в которой евреев было запрещено. Хотя конечно всякий посетитель старого кладбища в Земуне может убедиться, что обойти этот запрет было не так уж сложно.
Вот так и лежат они - в буйноцветущей сремской глуши - никому тут конечно же не нужные, чающие утехи Израиля...
Но Ветхий Завет никогда не устает повторяться в человеческой истории - и ведь землю Воеводины вполне можно назвать Сербским Ханааном - а Патриарх Арсений Чарноевич будет тогда Сербским Моисеем...
Но это уже - история для другого раза.
Комментарии
Отправить комментарий