В поисках утраченной живописности

 

Шид - это на запад от Белграда, около самой хорватской границы. Недавно туда пустили электричку - правда после Сремской Митровицы она ползет с унылой скоростью в двадцать километров в час, но все равно гораздо лучше, чем автобус.

А едем в этот городишко мы потому, что в Шиде прошли детство и зрелые годы Савы Шумановича - возможно самого одаренного из сербов, когда либо бравших в руки кисть и краски (если вынести конечно за скобки средневековые фрески в монастырях Старой Сербии - но это уже совсем другая аристотелева категория).

В гимназии он учился у нас в Земуне, потом изучал живопись в Загребе - а в "ревущие двадцатые" взял - и рванул на Монпарнас.

 (что конечно сразу же заметно при взгляде на его работы)

Наша же прогулка по следам Шумановича начинается в Новом Саде, который в это хмурое предзимнее утро определенно похож на крохотный Париж.

Здесь в двух музеях - к 80-летию смерти художника (он пал одной из безчисленных - и по-видимому безвинных - жертв той хаотической войны всех против всех, которая началась на развалинах Первой Югославии почти сразу после немецкого вторжения 1941 года) - открыты две выставки: в основном обнаженная натура. Те неисправимые любители жанра, которым еще не приелось, могут самостоятельно поинтересоваться (например, в википедии), а лично нам кажется, что вот эта вполне пристойная женская фигура с двумя коровами достаточно убедительно демонстрирует кубистическую манеру художника в тот период:


Вероятно, и контуры, и колорит, вдохновлены видами его родины:

Ну а нам как-то сразу больше пришлись по душе его пейзажи, написанные уже после возвращения с Монпарнаса в родительский дом в Шиде - в постимпрессионистской манере.

Вот, например, вид никольской церкви чуть ли не с порога этой самой "кучи":


Ну а у нас она сфотографировалась вот так:


Так что художника сложно обвинить в наивном реализме. Будь он наивный реалист, он бы конечно нашел для церкви ракурс пофигуристее. Например, вот такой:


Так что всем, кому интересны и пейзажи, и женские телеса кисти Шумановича (называемые по-сербски немецким словом "акт") - а он в зрелые годы и их тоже перестал писать кубически, то вам - вот в эту скромную одноэтажную галерею недалеко от церкви:


Здесь собрана достаточно представительная коллекция, и за "улазницу" они хотят двести динаров (примерно как бутылка рислинга).

В музейном дворике скромно притулился римский саркофаг:


Да-да, вполне себе настоящий! III-го века.

А еще у них в Шиде есть странно-напыщенная католическая церковь Св. Сердца:


Ничего вы не понимаете! Это же местная реплика Sacre-Couer!

Ну и - совсем уж новодел - церковь Св. Царя Лазаря в стиле a-la Russe:


Вот такой вот городишко - не Париж конечно, но определенно не лишенный своеобразной живописности.


А тем временем, в наш сербо-бухский словарь уже сама собой напрашивается...

КИША - сущ, ж. Это когда приятная балканская осень вдруг внезапно сменяется неприятной. Хотя конечно киша кише рознь - иногда бывает СЛАБА КИША, но в Белграде вполне может пойти и JАКА КИША. Так что - чтобы не бояться никакой белградской киши - лучше никогда не забывать дома КИШОБРАН!



Комментарии

Популярные сообщения