В поисках утраченной живописности
Шид - это на запад от Белграда, около самой хорватской границы. Недавно туда пустили электричку - правда после Сремской Митровицы она ползет с унылой скоростью в двадцать километров в час, но все равно гораздо лучше, чем автобус.
А едем в этот городишко мы потому, что в Шиде прошли детство и зрелые годы Савы Шумановича - возможно самого одаренного из сербов, когда либо бравших в руки кисть и краски (если вынести конечно за скобки средневековые фрески в монастырях Старой Сербии - но это уже совсем другая аристотелева категория).
В гимназии он учился у нас в Земуне, потом изучал живопись в Загребе - а в "ревущие двадцатые" взял - и рванул на Монпарнас.
(что конечно сразу же заметно при взгляде на его работы)
Наша же прогулка по следам Шумановича начинается в Новом Саде, который в это хмурое предзимнее утро определенно похож на крохотный Париж.
Здесь в двух музеях - к 80-летию смерти художника (он пал одной из безчисленных - и по-видимому безвинных - жертв той хаотической войны всех против всех, которая началась на развалинах Первой Югославии почти сразу после немецкого вторжения 1941 года) - открыты две выставки: в основном обнаженная натура. Те неисправимые любители жанра, которым еще не приелось, могут самостоятельно поинтересоваться (например, в википедии), а лично нам кажется, что вот эта вполне пристойная женская фигура с двумя коровами достаточно убедительно демонстрирует кубистическую манеру художника в тот период:
Ну а нам как-то сразу больше пришлись по душе его пейзажи, написанные уже после возвращения с Монпарнаса в родительский дом в Шиде - в постимпрессионистской манере.
Вот, например, вид никольской церкви чуть ли не с порога этой самой "кучи":
КИША - сущ, ж. Это когда приятная балканская осень вдруг внезапно сменяется неприятной. Хотя конечно киша кише рознь - иногда бывает СЛАБА КИША, но в Белграде вполне может пойти и JАКА КИША. Так что - чтобы не бояться никакой белградской киши - лучше никогда не забывать дома КИШОБРАН!
Комментарии
Отправить комментарий