Горы высокия еленям

Ко второй половине сентября сербская осень уже успела продемонстрировать норов - темнеть стало совсем рано, дождички зачастили чуть ли ни каждый день - да и в просветах между ними холодный ветер не оставляет уже никаких воспоминаний от вроде еще так недавно полыхавшего что есть силы лета...

Но мы-то вообще - с севера сюда приехали, так что сентябрем нас не запугаешь, и сегодня мы собираемся продолжить гуляние по Вршацу - точно с того места, где остановились в прошлый раз - от псевдоготического собора Св. Герхарда.

Проходящая мимо него улица Вука Караджича достаточно скоро начинает взбираться круто в гору, с вершины которой нависает над плоским Вршацем замок, построенный в XV веке Сигизмундом Люксембургским.

Сбоку от дороги - скромненькая венгерская часовня Св. Роха.

По мере восхождения, гора, на которую мы лезем, начинает превращаться в двуглавую - и вот на одной из ее вершин - бело-терракотовый псевдовизантийский храм небесного покровителя города Священномученика Теодора Вршацкого.

Он был епископом Вршаца, когда в 1594 году, на второй год Пятнадцатилетней войны между османами и Священной Римской Империей, сербы, жившие в турецком Банате, восстали - и он сам вручил своим пасомым боевой стяг с ликом Св. Савы. Восставшие продержались недолго, имперская армия реальной помощи им не оказала - и в том же году Св. Теодор был умучен победителями. Впрочем, мести живым бусурманам показалось мало - захотелось продемонстрировать еще и власть над усопшими - и Синан-паша, не забывший, чей Лик был изображен на знамени повстанцев, приказал изъять мощи Св. Савы - и сжечь их на Врачарском холме около Белграда.

Да, да - именно там, где теперь блистательно-белые стены и золотые кресты Храма Св. Савы представляются издали чудесно перенесенной по воздуху Константинопольской Софией -

и демонстрируют всякому сомневающемуся неизбежность торжества сербского духа над всеми досадными случайностями всеобщей истории...

А день памяти Св. Теодора с тех пор празднуется как Крестная слава города Вршаца.

Отсюда, от храма, другая вершина с серой угловатой башней конечно же кажется гораздо ближе, чем была снизу, но мы решаем не продолжать нашего восхождения - ибо ветер гудит в ушах немилосердно, а крутая тропинка после лившего вчера весь день дождя скользит под ногами тоже весьма угрожающе...

Тем более, сегодня во Вршаце - тоже праздник: отмечают сбор винограда. Мы спускаемся вниз - и на базарной площади, предварительно перепробовав все, что есть у виноторговцев, покупаем бутылку рислинга, сделанного в деревне Гудурице, лежащей на обратном склоне горы, на которую мы так и не сумели сегодня подняться. Зато будет, чем позабавиться в следующий приезд!

На обратном же пути в Белград мы решаем не ехать до уже поднадоевшей скушно-бетонной центральной станции - и выходим сразу после моста через Дунай, на станции которая называется Вуков споменик. Что на ней такого замечательного? Ну как же - он самый: Вуков. Споменик.

Памятник Вуку Караджичу (если кто еще не догадался) - с краткой и трогательной надписью на гранитном пьедестале.

Что же - никто не может сказать, что он этого памятника не заслужил: ведь - представьте себе - сколько столетий жил сербский народ - и не знал, что у него нет буквы "Ђ", а вот Вуку стоило только подумать - и вот теперь есть у сербского народа буква "Ђ". И эта буква - вместе с "Љ", "Њ", "Ћ" - и с встречающейся главным образом в иностранных словах "Џ" - им теперь определенно и строить, и жить помогает!

Я вот тоже посидел пару минут на серых ступенях этого памятника, поразмышлял - и мне что-то сразу захотелось, чтобы однажды - где-нибудь бы на Магистратском тргу в Земуне - между столиками уличных кафешек - появился бы такой же простой и строгий... Бухов споменик. С такой же краткой и емкой надписью на пьедестале.

Но ведь так просто памятников никому не ставят! Это ведь надо срочно научной работой заниматься! Так что вот вам - мое очередное:

ЦРВЕНА ЗВЕЗДА - словосоч, ж. (синоним: ЦРВЕНО-БЕЛИ, антоним: ПАРТИЗАН). Это когда на ФУДБАЛ вам ехать на стадион им. Райко Митича (не путать с Гойко Митичем, который играл Чингачгука!) - в народе этот стадион называют МАРАКАНА. Туда ходит 42-й автобус.