Июльские пушки

 

Белград встречает вернувшихся к нему новыми всплесками полдневного жара, заметно удлинившимися ночами, приносящими хоть какую-то передышку - и уже отчетливо желтеющей листвой платанов.


На земунском берегу сербская армия воздвигла понтонный мост до Большого Военного острова, чтобы граждане переходили - и купались.


Хотя все конечно понимают, что дело тут - не только в купательстве. Обстановка сейчас сложная - и порох надо держать сухим (а понтонные парки - мокрыми). Да и купаться в Дунае сразу после моря - фи! Болотина-болотиной...

А у савской набережной стои́т, вспоминая грозовыми ночами свою боевую молодость, единственный боевой корабль, который нам удалось обнаружить в этой глубоко сухопутной стране: речной монитор "Сава" (бывший SMS Bodrog). Кстати сербы - в точности как англичане - не пишут названия кораблей в кавычках.

Да, конечно тот еще man-of-war - далеко не HMS Hood. Главный калибр представлен двумя 120-миллиметровками в одиночных башнях, 

вспомогательный - одной 66-миллиметровкой на корме и двумя то ли 40-, то ли 37-миллиметровками (источники разнятся) на мостике.

Кстати все калибры - такие ахинейские оттого, что строили корабль австрийцы, а у них... вот именно - метрическая система! (И не спрашивайте меня, как они называют четвертьфунтовый чизбургер...)

Так вот, в бытность австрийским "Бодрогом", он базировался на Земун (земляки стало быть) и 28 июля 1914 года в составе отряда из трех кораблей обстреливал укрепления Белграда.

Так что вот эти пушки когда-то выпустили первые снаряды самой жадной на снаряды войны в человеческой истории! (А вся околоисторическая беллетристика им. Барбары Такман нервно курит в сторонке...)

Но вообще жизнь у этого корабля сложилась неудачно - его трижды топили, причем все разы - своя собственная команда: в 1918-м году - австро-венгерская, в 1941-м - югославская, в 1944-м - хорватская, но после каждого затопления вновь поднимали на поверхность и вводили в строй, пока в конце ХХ века он ни стал использоваться в прозаичной роли земляной баржи.

Только к столетию Великой Войны про этот уникальный артефакт вспомнили, починили, покрасили - и поставили на вечный прикол около Бранкова моста, чтобы больше не бузил - и не начинал мировые войны, когда ему заблагорассудится.

Вот так и стои́т, сторожит самый ценный из белградских мостов (ибо по нему проходит кратчайшая дорога из Нового Белграда в исторический центр) такая вот неказистая, трижды потопленная, но ни разу не спустившая флага подобру-поздорову, боевая единица. Вот бы его только перегнать на историческое место - к нам в Земун - какое бы было украшение его немножко деревенской набережной! 

Однако все не так просто, ведь - судя по википедии - топливом для его машин служил уголь, а это значит, что без помощи команды кочегаров не обойдешься...

Вам нигде не попадалось в интернете сообщество вольных кочегаров, до сих пор сохранивших верность красно-бело-красно-зеленому флагу?

Ну а пока кочегары не найдены, продолжаем потихоньку дописывать сербо-бухский словарь.

АМБАЛАЖА - сущ, ж. Это когда ты купил в магазине пива, пиво выпил - а амбалажу отнес обратно в магазин. Так оно должно работать в идеальном мире. В реальности же может случиться по-всякому - например, в процессе выпивания пива может выясниться, что данная конкретная амбалажа - НЕПОВРАТНА, т.е. нести ее куда-то (кроме мусорки) без толку. Но это еще полбеды - в некоторых магазинах вам могут вообще отказаться продавать пиво, если вы не притащили с собой соответствующее количество амбалажи.

И вам еще не страшно жили в столь непросто устроенном мире?


Комментарии

Популярные сообщения