Про них писал Торквато Тассо
В нижней части Земуна мы с вами уже были - теперь пойдем в верхнюю. Через весь Земун проходит улица, совершенно без фантазии названная Главной. Идем по ней - вот в одном из поперечных проулков тускло желтеет изящная барочная "црква" Рождества Божией Матери:
В стену вмонтированы могильные плиты с надписями на греческом и дореформенном сербском с ятями и ерами:
Даты на надгробиях - последняя четверть XVIII и первая четверть XIX века - позволяют сделать консервативную оценку древности храма.
А вот над пуками серебристых лип высится еще более причудливая колокольня церкви Святителя и Чудотворца Николая:
Местные утверждают, что это - самый старый храм Земуна, но - как понимаете - подтвердить или опровергнуть это утверждение стилистически очень сложно - ибо в провинциальной перспективе земунской церковной архитектуры барокко никогда не начиналось - и никогда не заканчивалось.
А вот и самая верхняя точка Земуна - и его самая заметная достопримечательность - "кула" (то бишь башня) на Гардоше:
Само сооружение явно носит на себе следы перестройки в XVIII веке, но окружающие ее развалины бастионов - безусловно древнее. Наиболее отважные из местных любителей истории относят их возведение ко временам Первого Крестового похода (это когда случились события описанные в Gerusalemme liberata) - эх, неужели тут и правда когда-то бывал Годфрид Бульонский?
От подножия башни весь Земун виден, как на ладони - теплые черепичные крыши, темные кроны дерев, белесая лента Дуная, острые шпили Никольского и Богородицерождественского храмов - и серые уродины многоэтажек Нового Белграда на горизонте:
А по другую сторону от "кулы" - над полуразрушенной стеной земунского кладбища - еще один покрашенный той же светло-желтой краской (барочное влияние!) храм - на этот раз Великомученика Димитрия:
Само по себе церковное здание лишено сколько-нибудь отчетливых стилевых черт (наивный псевдо-византизм?), но по кладбищу определенно сто́ит побродить - ибо сербы знают толк в поминовении своих предков. На солидных семейных надгробиях имена усопших перемежаются именами их еще живых сродников, напоминая нам ту нехитрую истину, что все там будем.
А в середине кладбища - памятник сербским героям Великой Войны:
Что конечно является легким насилием над историей, ибо всякому, умеющему сравнить два четырехзначных числа, очевидно, в униформе какой страны уходили на ту войну добрые обыватели Земуна...
Ну а кроме лирико-исторической прогулки по верхнему Земуну, у меня есть еще и новости личного характера.
Дело в том, что, уезжая в отпуск в Грецию, хозяева нашей белградско-земунской квартиры, оставили нам на воспитание кошку (или, выражаясь по-сербски, мачку)!
Маца, смотрим к кадр!
Теперь мы вместе играем в ночных бомбардировщиков (а когда надоедает, то в белградских партизанов).
А еще я ей иногда рассказываю ей про свои странствия по свету.
Малокультурное животное слушает, вытращив глаза!
Ну и конечно же я не забыл про обещанную статью из сербо-бухского словаря:
ПОЗОРИШТЕ - сущ, с. Это когда вам захотелось поглазеть на какую-то общеизвестную историю (например, про Кармен - или про дон Жуана). Обычно сопровождается эпитетом "народно", из чего следует, что действительно крупное позориште должно называться всенародным или даже международным (это уж как повезет).
Ну а про то, как называется особа, изображающая из себя на позорище Кармен (или если на то пошло - Лауру), я напишу уже в следующий раз.
Комментарии
Отправить комментарий