Миша Анастасиевич - своему отечеству


Утреннее, свежее июньское солнышко улыбается бетонно-стеклянным фасадам белградских проспектов,


подкрашивает солидную серость правительственного квартала,


заостряет конструктивистские углы -


и забавляется квадратной превдоклассичностью зданий а-ля ранний Муссолини...


Но особенно живо проступают под его еще не обжигающими лучами белоснежные стены Св. Савы (да, да - сербы пишут имя самого известного из своих святых с одним "в" - у них в языке вообще нет сдвоенных согласных).


Это вовсе не точная копия Цареградской Софии, как может показаться на первый взгляд (юстинианов прототип был ощутимо ниже в куполе - и шире в основании), но конечно источник, из которого сербские архитекторы прошлого века дерзко зачерпнули вдохновение, совершенно очевиден. И вот - спустя почти полные сто лет строительства, перемежающегося отчаянием и простоем, он практически готов -



триумф вечно бодрого духа над вечно ленивой плотью, немногословной прадедовской веры (которая, как известно, est sperando rum substantia et rerum argu mentum non apparentium) над трескучей и суетливой современностью.


Сбоку от него - меньшая церковь, тоже почему-то посвященная Св. Саве.


Видимо, она прежде играла роль вагончика при строящемся храме. Теперь в ней "неделяма" служатся ранние Литургии.

После службы "усталыма ногама" мы плетемся по жаре в ботанический сад.


Здесь есть японский пруд с цветными рыбками и кривыми деревянными мостиками -


самое место, чтобы чуть отпыхнуть от субтропического полдня!


По дороге же из ботсада до нашего автобуса в Земун - любуемся на веселенький бело-красный университетский корпус. Надпись по фасаду "Миша Анастасiевићь своемъ отечеству" представляет интересный образчик переходного состояния сербской орфографии - ибо одновременно содержит отмененные Вуком Караджичем буквы I, Ь и Ъ - и введенную им букву Ћ.


А, я вам еще не рассказывал про Вука? Послушайте, это занятно! 

Он в начале XIX века затеял радикальную реформу сербского языка, отменив полдюжины ненужных букв (как всегда в таких случаях, первыми пострадали особо невезучие Ѣ, Ѳ и Ѵ) - и ввел практически столько же новых. Судя по всему, дольше всего новатор трудился над буквами Ћ и Ђ (по крайней мере, на такое предположение наводит тот факт, что обе красавицы-буквы встречаются в его фамилии: Карађић). Благодарные потомки изобразили Вука на купюре в  десять динаров, которой не достанет даже на то, чтобы расплатиться в белградском трамвае.


Вот она, жестокая судьба истинных первопроходцев!

Но нимало не смутившись грустной историей про Вука и десятидинаровую купюру, я тоже решил внести посильный вклад в сербскую филологию - и засел за составление сербо-бухского словаря.


Как вам, например, вот такая словарная статья?

ПОНУДА, сущ, ж. Это когда у вас пытаются утянуть допуну (см. ДОПУНА) под каким-то благовидным предлогом. Требует исключительной бдительности - и хоть какого-то знания сербского.

Следующая словарная статья - в следующий раз.

Комментарии

Популярные сообщения