На развалинах постмодернизма


Наш пункт назначения на сегодня - Гвогув. Ехать туда на электричке - около полутора часов, вдоль северо-восточного края Нижней Силезии, так что однообразные плоские поля порой сменяются за окном вагона хиленькими сосновыми перелесками. Кстати, коронавирус больше не в тренде - и в поездах перестали звучать объявление про "засвоняние уст и носа". Неужели необходимо было случиться войне, чтобы начальство осмелилось отменить эту поднадоевшую нелепицу?

Гвогув (или в немецкой транскрипции - Глогау) - это один из самых старых городов на территории современной Польши, основанный - страшно сказать - в X веке. Двумя столетиями позже его застал, взял - и разорил до основания - Фридрих Барбаросса (не путать с одноименным предводителем алжирских пиратов!)


С середины XII до начала XVI века тут было свое собственное княжество. Замок Гвогувских Пястов представляет из себя достаточно нелепое зрелище:


Круглая башня еще романского периода (увенчанная железной конструкцией - боюсь сказать какого - но явно очень позднего - века) высится над явно ренессансными корпусами дворца.

Напротив - на другом берегу Одры - готический костел Вознесения Божией Матери, XIII век:


Немного мешается живая изгородь, но обратите внимание, какие выразительные контрфорсы (не самый типичный элемент для нашей силезской готики).

Когда Гвогувские Пясты пресеклись, сюда пришли Габсбурги - и Контрреформация. Вот вам - полюбуйтесь - желтенький (какой барочный цвет!) иезуитский костел Тела Христова:


А вот этот облицованный бурым кирпичом откос напоминает о бастионах, под которыми пришлось потоптаться армии уже другого Фридриха - прусского, позднее прозванного Великим:


Осажденный в конце 1740 года, город был взят только 9 марта следующего года эффектной ночной атакой под предводительством принца Леопольда.

К сожалению, идея взять - и разорить - Глогау не оставила мир вместе с двумя прославленными Фридрихами, о чем свидетельствуют вот эти руины готического костела, посвященного (вот она, мировая ирония!) Святителю Николаю, и не пережившего боев за город в 1945 году:


Белая граненая "вежа" ратуши высится над кварталом явно современных домов, выстроенных порой с некоей претензией на старину, порой - без всякой претензии:


Ну и напоследок - вот это розовое чудище, украшенное городским гербом и называющееся Мостом Толеранции:


Впрочем, ну кого вы пытаетесь обмануть? Ну какие из вас - право слово - постмодернисты!? Вы про все это равноправие интерпретаций вспоминаете только тогда, когда это вам политически выгодно - а когда политический момент требует другого, вы мгновенно впадаете в совершенно антихудожественную истерику!

Вот я,  - посмотрите на меня,


я - неисправимый постмодернист. Мне мой талант двойного зренья еще ни разу не изменял мне ни по поводу коронавируса, ни по поводу боев на Украине - и я до сих пор готов одним глазом видеть (как Санчо Панса) - поле с мельницами, другим (как Дон Кихот) - толпу великанов.

Недаром ведь у подножия памятника Сервантесу на площади Испании в Мадриде изображены обе эти фигуры - ибо душа всякого настоящего кастильца во все века состояла из этих двух частей:


Или может - в мире, где расцветают вишни, постмодернистская усмешка уже необязательна?..




Комментарии

Популярные сообщения