Перекопанная Познань


Воскресный день обещал быть погожим и теплым, так что мы решили не транжирить этот очевидный подарок судьбы (последнее время что-то не особо щедрой на подарки) - и ранним поездом двинули в уже знакомую нам Познань.


Прошли уже разведанным маршрутом, поглазели на уже виденную нами познанскую помпезность (только при совершенно другом освещении),


Но - так как времени в запасе у нас в этот раз было гораздо больше (и с неба ничего не "padało"), то прошли дальше - до самой центральной площади, называющейся - так же, как в силезских городах  - "Rynek":


Тут надо заметить, что весь центр Познани (кстати, поляки говорят "Познаня" - и это слово у них  мужского рода) совершенно безчеловечно перекопан - где-то меняют мостовую, где-то перекладывают трамвайные пути,


Почему нельзя было всю эту уродливую "пшебудову" делать как-то пошагово, не превращая все исторические виды своего города в подобие песчаного карьера, непонятно. Видимо, славянская душа все-таки неспособна испытывать настоящее уважение к немецкой красоте...


На гербе Познани изображены Апостолы Петр и Павел, стоя́щие на городской стене, но каким-то неофициальным символом города являются два козла - мотив, который повсеместно обыгрывается в настенной живописи:


Как во всяком большом городе, здесь конечно много стекла, бетона - и подобных спутников крикливой и суетливой современности,


но рядом немало и добродушной основательности родом из предыдущих столетий:


А вот полюбуйтесь, как подставляет мартовскому солнышку свои граненые бока готическая церковка Св. Мартина, давшая имя одной из главных улиц города:


А это - памятник жертвам Познанского антикоммунистического восстания 1956 года:


На соседнем кресте - годы других антикоммунистических восстаний. Поляки никогда не были искренне привержены красному знамени - и списали его в утиль ощутимо раньше своих собратьев по несчастью в других странах (хотя конечно не могу воздержаться от замечания, что неоспоримое первое место в этом списке принадлежит моим соотечественникам en camisas azules).

А вот такой снимок вполне можно бы сделать и во Вроцлаве:


Видимо, являясь стилем декадентским и во многом подражательным, модерн (при всей своей безусловной симпатичности) все-таки не обладал художественным потенциалом таких "настоящих" стилей, как готика и барокко, и потому не мог породить такого же подлинного творческого разнообразия. Вот вам еще одна иллюстрация к тому же тезису:


Но - при всей общности немецкого архитектурного духа - в Познани конечно гораздо больше заметного невооруженным глазом барокко, чем во Вроцлаве.


Вот, как например выразительно высится над крышами и заборами костел Св. Франциска:


По всей видимости, дает о себе знать тот факт, что - даже когда этот город назывался Позеном - очень значительную часть его населения составляли этнические поляки, а значит - в отличии от преимущественно протестантской в течении четырех столетий Нижней Силезии -  католицизм здесь всегда был религией большинства.


Вот так и сидим мы посреди первых робких цветочков - и ждем - даже не знаю чего - то ли по-настоящему теплых деньков, то ли вестей с фронта...


А что еще остается делать некрупным животным, боязливо жмущимся друг другу на каждодневно сужающейся нейтральной полосе промеж двух враждующих лагерей? Впрочем, и в этом жалком положении можно сохранять некое достоинство. Как написал поэт во дни войны, прогромыхавшей по тем же местам сто лет назад:

...И я один стою меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь о тех - и о других...



Комментарии

Популярные сообщения