Der Hohenfriedberger


Конец сентября - и ветреная силезская осень никак не решит, что ей в это время нужно делать: хмуриться или "uśmiechać się" - так что занимается и тем, и другим, меняя настроение по нескольку раз на дню. 


Наступившей субботе, мы посмотрели в окошко и, решив, что без толку ждать милостей от природы, рванули в Стшегом. Это на запад от Вроцлава - и прямиком туда не доедешь - надо пересаживаться либо в Легнице, либо в Явожыне. Через Явожыну получается быстрее (и дешевле), но с железнодорожными путями в тех местах случилась "przebudowa" - и пассажиров на полпути пересаживают с поезда на автобус (почему-то отчетливо пахнущий конским навозом). В последний раз с подобными суровостями нам пришлось сталкиваться кажется в Гранаде... Нет, ну там-то понятно - последний оплот мавров, павший только после многолетней осады, конечно же и должен быть труднодоступным, а тут-то к чему все эти жертвы? Ничего - читайте дальше, и вы узна́ете, что и в нашей нижнесилезской глуши когда-то случалось кое-что героическое...

А пока обо всем по порядку. От железнодорожной станции до города идти неблизко - минут двадцать - но как только на углу покажется вот этот забавный дом в стиле модерн, так стало быть уже и пришли!


Стшегом - городишко с почтенным возрастом (известен с XII века) - и сохранил небольшой участок средневековых стен.


На гербе его изображены Апостолы Петр и Павел, стоя́щие на городской стене - а вот и возвышается над стенами (а так же над железнодорожной эстакадой) посвященная им базилика, построенная в XIV веке и некогда принадлежавшая Мальтийскому ордену:

Как видите, готика здесь чуть попраздничнее, чем обычный суховато-угловатый бурокирипичный силезский стандарт:

Ну и конечно - как и со всяким готическим собором - тут несколько раз пройдешься кругами, прежде чем найдешь место, откуда он согласиться пофотографироваться...

Еще у них тут есть Кармелитский монастырь (здание - частично XV, частично XVIII века):


И довольно симпатичная церковка Св. Антония:

Только тут тоже какая-то некрасивая "przebudowa" вмешалась...

Ну а героическое когда будет-то? - спросит нетерпеливый читатель. Вот уже и начинается. В ночь на 4 июня 1745 года в окрестностях Стригау (это - как несложно догадаться - немецкоязычный вариант названия Стшегома) король Фридрих Великий поднял своих солдат по тревоге,  велел оставить лагерные костры горящими (чтобы вводили  противника в заблуждение) - и ускоренным маршем повел свое воинство в сторону лагеря ничего не подозревавших австрийцев и союзных им саксонцев (если кто еще не догадался, то эти три армии сошлись в нашей нижнесилезской глухомани по случаю Второй Силезской войны, известной за пределами Силезии под куда менее выразительным названием Войны за Австрийское наследство). Чтобы обеспечить еще бо́льшую секретность марша, было строго запрещено курение и разговорчики в строю (sic!)


Но как это часто бывает на войне, одной тактической уловки для легкой победы оказалось недостаточно, и начавшееся на рассвете следующего дня сражение под Хохенфридбергом поначалу не один час висело на волоске - так что только отчаянная атака 5-го драгунского полка (самого крупного кавалерийского полка в обеих армиях) окончательно склонила колебавшуюся фортуну на сторону пруссаков. Говорят, сам король сочинил по поводу победы марш, оставшийся в истории как Der Hohenfriedberger (а что, вполне может быть - существует масса свидетельств, что он был очень даже неплохим музыкантом).

Так что слушаем марш, придуманный для элегантных войн галантного века - и думаем о том, каким мог бы быть мир, если бы Die Kaiserschlacht достала бы до Парижа... 

А что, скажет кто-нибудь - она в итоге же достала - через двадцать два года! Всякий ведь помнит - вместе с Риком - что the Germans wore gray, you wore blue... Да, но случилось это уже в совершенно другой версии вселенной, где совсем другие котики Шредингера таращили глазенки из своих коробок! А в тот раз,

Замело тебя, щастье, снегами,
Отнесло на столетья назад,
Затоптало тебя сапогами
Отступающих в вечность солдат...

И вот опять - салатно-зеленый автобус на путлявой дороге до Явожыны, серое небо над пустыми полями, где-то под которыми "лежат усачи-гренадеры", которым уже никогда не идти в атаку под звуки Der Hohenfriedberger. На этой земле теперь принято помнить совсем других героев.


Комментарии

Популярные сообщения