Город под горой


Когда мы почти уже собрались вылетать в Черногорию, я все-таки клюнул хозяина в бок - и спросил: "Слушай, а в этой Черногории когда-нибудь что-то историческое происходило?" Тот слегка удивился: "Ну как же, мы ж с тобой читали в "Истории Османской империи", что эту страну турки так и не смогли захватить - и вынуждены были обойти стороной!" "Ну да," - буркнул я: "серьезное достижение..." А впрочем, ладно - нам, совярам, все равно куда лететь - лишь бы встречный ветер слежавшиеся перышки распушал!

Долетели - приземляемся в Подгорице (бух!) Крохотный аэропортик с высадкой и посадкой прямо на летное поле - без всяких автобусов, выжженная солнцем желтая равнина - и синевато-серая полоска гор на горизонте.


Черногория утратила свою суровую независимость в 1918 году и восстановила ее только полтора десятилетия назад. За этот краткий промежуток времени маленькая страна уже успела вступить в НАТО (нет, вы что, мужики, серьезно думаете, что они готовы воевать за эти глинобитные халупы, если сюда коммунисты по второму кругу придут?), но не успела еще изобрести собственную валюту - повсюду платят банальными евро. Удалось ли изобрести собственный язык - вопрос дискутируемый: кто-то считает черногорский отдельным языком, кто-то - диалектом сербохорватского. Как и в Сербии, они параллельно используют два алфавита: кириллицу и латиницу. Правило, когда употреблять какой, примерно следующее: все слова, относящиеся к простым повседневным делам, пишутся латиницей, зато траурные объявления на углах улиц - и имена на надгробиях - исключительно кириллицей. Эдакий алфавит живых - и алфавит мертвых. И почему я не Павич?


Самое заметное здание в исторической части Подгорицы: вот эта часовая башня, построенная в конце XVII века, когда по всей Османской империи прокатилась мода к возведению подобных башен - где надо, и где не надо.


Выглядит не слишком впечатляюще, да? Впрочем, вся остальная старая Подгорица выглядит в летний день примерно вот так:


Ну ничего, зато у подножия этой башни есть "национальный ресторан", где можно пообедать жареными форельками (можно конечно и кем-то более сухопутным, но в тот день приключилась среда).

А еще тут тоже водятся какие-то последователи нашего Сантьяго Калатравы!


Речка, через которую оно перекинуто, называется Морача. Так что если вы еще до сих пор не знали, какова внутренняя форма у слова "заморачиваться", я вам сейчас объясню: это значит "бегать по каким-то делам на другой берег Морачи". Очень утомительное занятие, доложу я вам - особенно в такую жару!


Ну а для тех, кто не в восторге от заимствований с Запада, тут есть памятник Пушкину (с цитатой про черногорцев и Бонапарта):


Самая старая церковь Подгорицы - Святого Великомученика Георгия - стои́т на отшибе у самого леса.


Как и для многих других балканских церквей, определить век и стиль этого строения довольно сложно: где-то пишут десятый (во что что-то как-то не очень верится), где-то - семнадцатый век. Видимо - как это нередко бывает со средневековыми церквями - разные элементы конструкции относятся к разным периодам. На иконостасе же, выполненном в стиле наивного барокко, отчетливо читается надписание с датой 1881 год.

А вообще церквей в Подгорице на удивление мало - видимо, за черногорскими церковными древностями надо ехать повыше в горы - в их старую столицу Цетинье, где крутые склоны - и ужасные путлявые серпантины, на которых две встречных машины могут разъехаться только задним ходом.


Но конечно же тщетно пытающаяся казаться столицей Подгорица не была целью нашего путешествия: в ней мы только дождались хозяйку (снова добиравшуюся с невероятными коннекшенами через Стамбул), чуть отдохнули с дороги - и двинулись в места более заманчивые - к Адриатическому морю! Но об этом - в следующий раз. Следите за обновлениями!

Комментарии

Популярные сообщения