До Лешны


Эти последние дни весны у нас в Силезии больше похожи на позднюю осень: так же мокро, тускло и неуютно. Правда цветет еще кое-где кое-какой запоздалый куст - но все самое заметное давно уже отцвело... Впрочем, несмотря на всю эту серь и хмарь, коронавирус продолжает видимо сдавать позиции (такое ощущение, что мы ему просто надоели) - и с этих выходных "великий и ужасный" министр здравоохранения разрешил уже "паньству" ходить в баню. Хозяин конечно тут же побежал париться (любит он это дело), но я с ним не пошел - ибо для нас, андалузцев, очень важно не уподобляться бусурманам. Так что бу!

Но все равно - в парилке долго не просидишь, в любой непогодине рано или поздно появляется какой-никакой просвет - и вот едем мы, два непоседы, в Лешно - это примерно на полпути между Вроцлавом и Познанью, чуть севернее границы великопольского и нижнесилезского воеводств (то есть собственно польских земель и земель, бо́льшая часть зафиксированной истории которых происходила в германской орбите) - некоего местного аналога Mason-Dixon Line.



Городишко этот некогда принадлежал магнатскому роду Лещинских (отсюда и название), а значит и Станислав Лещинский, дважды незадачливый король Польши - и по совместительству тесть Людовика XV - имеет к этим местам некоторое семантическое отношение.

Вот какая у них добродушно-барочная ратуша:


Правда на фотографиях в википедии она - почему-то красного цвета... (вот о чем предупреждал Оруэлл: перекрашивание истории прям у нас на глазах!)

А костел Св. Креста представляет собой совсем другое барокко: боевое и готовое стоять до конца:


А что, ведь барокко конечно же не было - и никогда не собиралось быть - "чистым искусством" (ибо кому такая глупость могла прийти в голову в шестнадцатом-то веке?) - нет, это было искусство принципиально политическое, закаленное в боях не хуже, чем вирши Демьяна Бедного...

А вообще появление Лешно на поверхности исторического времени связано с началом реформации в Речи Посполитой. И если Силезия, входившая в интересующие нас годы в Священную Римскую империю, находилась достаточно близко к эпицентру борьбы двух версий церковной реформы - лютеранской и той, которая в популярных источниках обычно именуется контрреформацией - так что события, связанные с противостоянием этих двух лагерей там, более-менее понятны любому, читавшему хотя бы лишь школьный учебник, то с историей евангелических вероисповеданий (и последующего торжества католицизма) в землях польской короны - все далеко не так общеизвестно.

Короче говоря, Лешно и городом-то стал считаться, только когда в нем поселились изгнанные из Богемии в середине XVI века Моравские братья (может помните, они упоминались у Фенимора Купера?)


Столетием позже тут епископствовал и преподавал небезызвестный Ян Коменский, пока не был выгнан отседова польскими патриотами во времена так называемого "шведского потопа" в 1650-е годы (ибо - будучи протестантом - он совершенно естественно выглядел сторонником шведского короля). Вот - полюбуйтесь на костел Свят. Николая, сожженный шведами - и отстроенный Лещинскими:


Ну а осилившие экзамен по древнегреческому конечно же оценят уместность такого посвящения храма-памятника победе в гражданско-религиозной смуте.

О том же, что это был за потоп - и как Заступница рода христианскаго избавила от него Польшу - я вам расскажу, когда доеду до Ченстохова. Ибо сейчас недосуг.

И вообще:


Отвечай - не думай: что ты сделал сегодня для Речи Посполитой?

А тем, кому цветочки интереснее, чем деяния знаменитых мужей, докладываю: в Польше распустились маки.


Видимо, чуют, безсловесные, что на следующей неделе - уже Corpus Christi...

Комментарии

Популярные сообщения