К столетию Выбуха


Недели две назад у нас во Вроцлаве появились интересные афишки, выполненные в экспрессивном и лаконичном стиле двадцатых годов прошлого века. Ну мы конечно подошли - прочитали: написано, что сто лет "выбуху" 3-го Силезского восстания. Ну, хозяин конечно тут же хмыкнул, что отмечать эту годовщину во Вроцлаве, который сто лет назад был чисто немецким городом - и во всех трех Силезских восстаниях если и поучаствовал, то разве что в смысле их подавления - это типичный случай так называемой фальсификации истории, а меня все-таки как-то зацепило. Я уличил момент - клюнул хозяина в бок и говорю: "Ну давай тогда съездим туда где настоящий Выбух был - интересно же!" Тот и спорить особо не стал: "Что мы говорит, не путешественники что ли? Доживем вот только до выходных - и сразу съездим."

Вот и едем мы теперь в Стжельце Опольске - городишко, оказавшийся тогда на линии фронта (как несложно догадаться, назывался он сто лет назад по-другому, а именно Гросс Штрелиц: не то, чтобы радикально благозвучнее, но все-таки выговорить чуть легче).


Но для начала - немножко лингвистического контекста. "Wybuch" - это по-польски что-то типа взрыва. Хорошее такое слово, наглядное: не просто тебе "бух", а такой "бух", что всех вас накроет... Ну и по отношению к восстанию всякому понятно, что такое "выбух" - это значит такая хреновая ситуация, когда все бухи данной местности ради правого дела берутся - кто за вилы, а кто и за наган... Я такой выбух очень даже понимаю! Когда бывало у нас тут министр здравоохранения приставал к приличной публике со своими нелепыми "засадами", ох как мне хотелось какой-нибудь выбух устроить! Бывало уже ночь - хозяин уж спать завалился, а я все луплю глазки и все думаю о нем - о выбухе. И когда только он настанет!? А сейчас ничего - отпустило. Начальство временно сменило гнев на милость (ох, чует мое сердце - ненадолго это!) Разрешили даже пиво сидеть пить на открытым воздухе - и (какая смелость!) ходить на футбол. Последнее - как раз вовремя - сезон-то уже закончился! Так что все выбухи, упомянутые ниже - столетней давности. Для всего остального час еще не настал...

Вылазим из поезда: идет дождь, словно желая напомнить, как несладко было в окопах сто лет назад...


И пока мы пытаемся этот неуместный дождик переждать, еще пара слов уже для контекста исторического. Вопрос, кому будет принадлежать Верхняя Силезия, стоял так остро потому, что там добывалась значительная доля всего немецкого угля (тогда ведь никто еще не знал, что в следующем веке обещание сокращения потребления этого ресурса станет регулярным заклинанием на устах всех лидеров цивилизованного мира). Германия настаивала, что, утратив шахты Верхней Силезии, она не сможет выплачивать репарации союзникам, а для Польши же, бывшей в своих межвоенных границах по большому счету аграрной страной, обладание хоть каким-то промышленно развитым регионом было просто вопросом жизни и смерти (ну, и помог он им в сентябре 1939 года!?) События мая 1921 года, по следам которых мы поехали, относятся к уже 3-му Силезскому восстанию. По итогам первых двух в районы со смешанным польско-немецким населением были введены французские и итальянские оккупационные войска (ибо лукавый термин "миротворческие силы" в начале XX века еще не был изобретен) - и проведен референдум, результаты которого крепко огорчили польских активистов: более 60% местных жителей проголосовало в пользу того, чтобы остаться в Германии. В итоге было решено готовиться к нему самому - к выбуху - и через через никем толком не охраняемую границу ускоренными темпами потекли оружие и добровольцы... (Звучит как-то подозрительно знакомо, да? Как все-таки мало в истории случается чего-то нового!)

Ну и 3 мая 1921 года - бабахнуло (или точнее сказать, выбухнуло). Видите, какие живописные руины? Это когда-то было охотничьим замком Опольских Пястов... 


(Хотя что-то мне подсказывает, что чтобы его так основательно раздолбать, тут должен был побывать как минимум 1-й Украинский фронт...)

В нашей же истории дело было так. Французские войска откровенно симпатизировали полякам, итальянцы подошли к своей задаче чуть честнее, так что порой дело доходило до прямых боев между ними и повстанцами, но какие из них вояки! Так что в отсутствии регулярного Рейхсвера, использовать который (на собственной территории!) немцам было официально запрещено, линия фронта покатилась на запад. Впрочем - всего через три года после оставления окопов на Линии Зигфрида - недостатка в молодых людях, умеющих почистить маузер и надвинуть на брови штальхайм отнюдь не наблюдалось - и постепенно коса начала находить на камень...

(А дождик все не унимается! Нащупываем фляжку с нашими окопными 100 граммами, отхлебываем чуть (для храбрости) - и, скрипя зубами, начинаем пытаться что-то сфотографировать.)

Вот ратуша - какой-то непонятной эпохи и стиля: 



В нескольких километрах южнее есть деревня называемая горой Св. Анны (нем. Анненберг) - господствующая над местностью позиция, взятие которой закаленными ветеранами Западного фронта из немецкого фрайкора означало, что польское наступление выдохлось. Говорят, что над взятой высотой немецкие ополченцы подняли вместо флага Веймарской республики старый имперский (и опять - куда деваться от аналогий?) - боевой дух взлетел до небес, но нового Капоретто все-таки не получилось - ведь и поляки были не лыком шиты, у них в составе тоже были мужики, хлебнувшие окопного лиха на Великой войне, так что гору-то они уступили, но побежать-не побежали. Так что боевые действия зашли в тупик - и проблему все-таки пришлось в очередной раз пытаться решить мирным путем.

(Маленький строгий костел Тела Христова уходит шпилем в ненастную хмарь.)


Ну, и чем там у них дело кончилось? Да, как обычно... Лига Наций посовещалась - и предложила новую польско-немецкую границу в Верхней Силезии, проходящую ощутимо восточнее линии, на которой стабилизировался фронт в мае 1921 года. Обе стороны восприняли это решение как личное оскорбление: поляки потому, что приходилось отступать с только что завоеванных позиций, немцы - потому, что важнейшие угледобывающие районы все равно отходили полякам. В результате в Веймарской республике случился очередной правительственный кризис - и началась та самая легендарная гиперинфляция, когда деньгами топили печки - и детки играли в кубики, сделанные из пачек купюр.  Неужели все выбухи в истории обречены так грустно заканчиваться? Есть о чем подумать в обратном поезде до Вроцлава...






Комментарии

Популярные сообщения