Она летит, весна чужая (или в метафизическую грязь)


Удлинившийся световой день позволяет планировать более хитрые маршруты - и мы едем в Явор - это такое странное место в нижнесилезском воеводстве, куда нет прямых поездов из Вроцлава - только с пересадками в Легнице или - в нашем случае - в Явожине Шлёнской.


Можно предположить, такие коннекшены являются реликтом времен правления коммунистов, когда существовали отдельные вроцлавское и легницкое воеводства. 

По-немецки этот городишко называется Jauer - и пусть мои читатели, знающие немецкий, сами решают, как это слово нужно писать кириллицей (я же к сожалению не Карл V - и даже не лошадь Карла V).


Как и многие другие нижнесилезские городишки - он встречает нас картиной романтического запустения:


Погода уже неделю как откровенно капризничает (вообще, местная зима выглядит гораздо ласковее местной весны). Но вишни цветут назло всему (видимо, они тут морозоустойчивые):


На гербе Явора изображен Св. Мартин на коне, отдающий половинку своего плаща нищему:


А вот и раннеготический костел, посвященный патрону города:



Красавец, да? К нему бы еще и неба поголубее - но увы, нижнесилезская весна - она знаете ли дама суровая и незговорчивая.


Местный музей расположен в бывшем монастыре миноритов, называемых в Польше "бернардинами" (по их первому монастырю в этой стране, основанном в середине века в Кракове и посвященном Бернардину Сиенскому).


А это - Церковь Мира, сестренка той, которою мы видели в Швиднице (третья была построена в Гвогуве, но ее постигла самая банальная судьба из тех, что может постигнуть деревянные строение - она погорела).


Ну и псевдоготическая ратуша с "вежой зегаровой" (вы когда-нибудь видали силезский городок - да без ратуши, а ратушу - да без вежи?)


За́мок у них называется пястовским, но это наименование явно отдает анахронизмом: местная линия Пястов пресеклась еще в конце XIV века, а нынешний внешний вид за́мка - это результат практически полной перестройки, последовавшей после его разорения имперскими войсками, выбившими оттуда шведов в последние годы Тридцатилетней войны.


Вообще в результате боев той войны - и сопровождавших их пожаров - население Явора сократилось до... 150 человек. Так что в общем-то неудивительно, что худой Вестфальский мир (ибо куда уж худее!) был увековечен в посвящении кирхи.  Иногда - знаете ли - очень не вредно сопоставить катаклизмы нынешнего времени с тем, что случалось прежде - просто для масштаба. Чтоб не совсем прийти в отчаянье (по городам чужой земли).


А что касается так называемой третьей волны коронавируса, похоже, что она в Польше уже начала выдыхаться: со следующей недели даже обещали снова открыть детские сады (ну хоть чада не будут безнаказанно бузить в четырех стенах! - все какое-то облегчение страданий народных). Как и в прошлом году, перелом в эпидемии произошел примерно на Пасху по григорианскому календарю. Объясняйте эту закономерность, как хотите - хоть апологетически, хоть эортологически, хоть конспирологически - автор, как настоящий постмодернист, никому готовых интерпретаций не навязывает.

Б-б-у-у-у-у-у...



Комментарии

Популярные сообщения