Перед гробницею святой


Вторые выходные подряд нам везет: на этот раз "рада министрув" вообще воздержалась от введения новых запретов (ограничившись строгим предупреждением о соблюдении старых). Возможно дело в том, что четверг - день в который они обычно объявляли, что будет запрещено обитателям Польши, начиная с выходных - на этот раз приходился на 1-е апреля - и министры забоялись оказаться в чине April fools, а может статься, что они на самом деле убоялись другого - еще более обидного - сопоставления: ведь этот четверг - согласно григорианскому летоисчислению - был тем самым четвергом, когда...


Вообщем, вы поняли. Пусть каждый выберет то объяснение, которое ему кажется более правдоподобным.

На этот раз мы едем в Болесвавец - это полтора часа на запад от Вроцлава, проездом через Легницу. Утро выдалось довольно прохладным (градусник показывает нуль), но зато солнечным - и по всей Нижней Силезии уже вовсю распускаются кусты.


По случаю приключившейся новостильной Пасхи, закрыто все - даже Жабки - зато то здесь, то там задорно звонят колокола.


Городок с первого взгляда не может не нравится: у них есть готический костел Св. Иосифа Обручника:


Новодельный костел Божией Матери Непрестанной Помощи:


Барочная ратуша с элегантной башней:


Остатки средневековых стен:


И даже псевдоготическое здание районного суда:


Но самое интересное в Болесвавце вовсе не это. А что же? Вот этот обелиск:


Внимательно читаем надписание (по-русски!), протираем глаза - и срочно начинаем гуглить, как этот городишко назывался до 1945 года... Ах, да, Бунцлау! Место, где 17 апреля 1813 завершил свой земной путь "сей остальной из стаи славной Екатерининских орлов" - тот самый человек, который обманул Бонапарта, да так, что от четырехсоттысячной Великой Армии уцелело лишь несколько гвардейских батальонов, а заодно с ним - большинство современных ему и последующих историков, так что про него писали - и по сей день продолжают писать - сущую нелепицу. Чтобы сказать о Кутузове нечто, что умному человеку будет не стыдно процитировать, нужно быть по крайней мере Пушкиным (ведь даже и Лев Толстой оказался вообщем-то мелковат для этой задачи), так что автор этого блога ограничится шекспировским "the rest is silence".

Кстати существует давняя легенда, что в этот обелиск на кладбище Бовесвавца (сейчас его окружает советское военное кладбище с захоронениями весны 45-го года) было вмонтировано сердце Фельдмаршала:


Якобы Михаил Иларионыч завещал перед смертью не увозить его сердце из Бунцлау, "чтобы солдаты знали, что сердцем я остался с ними". Хотя вроде бы при вскрытии могилы Кутузова в Казанском соборе в 30-е годы банка с забальзамированным сердцем была обнаружена в том же склепе, но это впрочем не помешало этой легенде просочиться в послевоенное издание Советской энциклопедии... Вероятно - как и любая другая настоящая легенда - она все же имеет под собой какие-то фактические основания (по одной - достаточно надо сказать прозаичной - версии, в Бунцлау на самом деле захоронено не сердце, а внутренности, вынутые в процессе бальзамирования - в том же, что тело Фельдмаршала было забальзамировано, сомневаться не приходится - ведь дорога предстояла неблизкая: похороны в Петербурге состоялись только через 2 месяца).

Ну вот пожалуй и все, что нужно знать про Болесвавец. Всем новостильникам "весёлых швент", а старостильники, "не изнываем постящися". Оптимистическая фотография и для тех, и для других:



Комментарии

Популярные сообщения