За 3 тыщи пригоршней грошей


Намысвув, или - если вам угодно - Намыслув: опять это польское Ł, не имеющее прямых аналогов в русской азбуке... Автор понимает, что он рискует открыть новую страницу в компаративной славистике, но все же вбросит предложение писать название этого городка кириллицей как "Намысъув" - да, графически выглядит слегка диковато, но зато передает звучание польского слова точнее, чем два более традиционных варианта (как уже догадались самые проницательные из моих читателей, название города, из которого мы выехали, можно записать по той же системе как "Вроцъуав"). 


Расположен наш сегодняшний пункт назначения в опольском воеводстве (поляки не пишут названия своих воеводств с заглавной буквы, и мы не будем) - т.е. формально - в Верхней Силезии (древнюю столицу - и древней герб - которой оно унаследовало), но надо понимать, что границы между воеводствами, последний раз изменявшиеся в 1997 году, далеко не всегда соответствуют границам исторических областей (как раз было бы очень странно, если бы они полностью соответствовали!) - и польская википедия не отрицает, что - и географически, и исторически - этот город должен считаться частью Нижней Силезии. Если же кто-то не слишком доверяет суждениям, вычитанным в википедии - и уже готов обвинить автора в нижнесилезском шовинизме, то вот здесь доступна для публики карта середины XVIII века, на которой хорошо видно, что "Namslau" находится на территории "Pric. Wratislavien" (т.е. очевидно нижнесилезкой области).


Городишко, надо сказать, так себе - бедненький такой - но и в нем есть свои "zabytki" (так называются по-польски архитектурные достопримечательности). Слово "pomnik" у них тоже есть, но оно как правило употребляется в значении "памятник кому-то" или "памятник на могиле" (синоним "nagrobek") - а если "памятник архитектуры" - тогда "zabytek" (что видимо должно указывать на то, когда последний раз он ремонтировался). 


Вообще соотношение между семантическими полями памяти/забвения в русском и польском - достаточно нелинейно (например, "забыть" по-польски будет "zapomnieć").

Но вот такая у них выразительная ратуша:


А вот такой готический костел Петра и Павла:


Как всякий уважающий себя готический собор, он не хочет помещаться в кадр ниоткуда, кроме как из-за городской стены (ибо большое видится на расстоянии):


А вот бывший францисканский костел Петра Алькантарского:

который после упразднения монастырей в Пруссии в 1810 году был превращен в склад:


Так что, как видите, большевики не изобрели решительно ничего нового - лишь были чуть более последовательны в реализации людоедский программы, написанной задолго до них - и никуда не исчезнувшей после того, как красный флаг перестал развеваться над Кремлем...

А рядышком со злосчастным храмом стои́т старинная пивоварня, которая - в отличии от современных ей вроцлавских пивоварен - еще не превращена в помещение для выставок, а продолжает вырабатывать весьма приличное пиво (и всего по 2-60!)


Некогда - в первой половине XIV века - в Намысвове было отдельное княжество - то отделявшееся от Олешицкого, то обратно присоединявшееся к Чешинскому - и наверно самым ярким событием в его истории было заключение в местном за́мке мира между польским королем Казимиром Великим и богемским королем Карлом Люксембуржским в 1348 году (он так и называется, "Намысвовский мир"). 


Эта война из-за Швидницкого княжества Казимир началась еще при отце Карла - Яне Слепом (да, тем самым, который сослепу поскакал в атаку - и нелепо погиб при Креси), но за три года стороны не добились серьезных успехов, и, охладев к этому унылому предприятию, договорились вернуться к довоенному состоянию дел. Впрочем это мало повлияло на судьбу самого Намысвова, выглядевшего на тот момент анахронизмом польского владычества, торчавшем вглубь богемской Силезии: через 10 лет его мирно продали чехам за... нет, не 30 сребреников, а чуть подороже: за 3 тысячи "коп" (т.е. куч, состоящих из шестидесяти штук) пражских грошей. Много ли еще на свете городов, с такой точностью знающих себе цену?


Пока мы ходим, польская весна начинает капризничать - и день, бывший с утра таким погожим, на глазах мрачнеет - пару раз даже кажется, что вот-вот соберется дождик. 


Поэтому фотографии за́мка получаются невероятно суровыми:


Но зато какой атмосферный портрет на фоне собора (как раз к наступающему Посту)!


Так что простите меня, мои дорогие, за все глупости, которые я написал - и за все правильные и нужные вещи, которые я хотел было написать, да забоялся в последний момент Полиции Мыслей... И пусть "страна, где всякий рождается поэтом, живет вором - и умирает вампиром" простит своих загулявших детей. В добрый час!


Комментарии

Популярные сообщения