Солнечный Волув


Как пела Лайза Минелли в незабвенном кине, what good is sitting all alone in your room? И вроде кажется, что сколько уж можно - всем мы уже надоели со своими силезскими полустанками - но субботнее утро снова улыбается во хранцузское окно розовой полоской безоблачного предвесеннего рассвета, и карантинная скука да вечная эмигрантская непоседливость (штука вообщем-то естественная для существа, не знающего, в какой стране упокоятся его кости) влекут вперед - и вот снова - красавец-вокзал Вроцлав Глувны, фасадом похожий на Брестскую крепость, а вестибюлем - на гарем падишаха (что наверно - если хорошо разобраться - звенья одной эстетической цепи),


"кава чарна дужа", схваченная на бегу в станционной "Жабце", и краснобрюхая электричка до Зелёной Гуры - такая заслуженная, что наверно еще Станисвав Микульски ездил на ней на съемки фильма про лейтенанта Клосса....


Городок, куда мы собрались в этот раз, называется Волув (или Вовув - в зависимости от того, какая русская буква по вашему мнению лучше передает звучание польского Ł). Немецкое его название Волау - и замечателен он тем, что Волау было одним из всего трех силезских герцогств, не перешедших еще в домен Габсбургов ко времени Тридцатилетней войны (другие два - Лигниц и Брег), что конечно же создавало огромную разницу в мире победившего принципа "cujus regio, eius religio". Вот у них по этому поводу и дворец сохранился:


Да, не Тюильри конечно, но ведь и правили из него не расточительные и воинственные Бурбоны, а прижимистые и тихие немецкие герцоги (ну или польские князья - если в вашей картине мира, читатель, эта земля именуется "Шлёнск", а не "Шлезиен").

Есть у них и готический костел Св. Лаврентия (именуемого по-польски - очень забавно - Швентым Вавжывцем):


И конечно же ратуша - с башней чуть повыше дворцовой (ибо герцоги на соседней улице - герцогами, а вольность паньства никому из них отменять не позволено):


Заметили еще один выразительно-клетчатый флаг? Да, любят они их в этих краях - прям жить без них не могут!

А вот этот костел был построен в начале XVIII века, когда местные Пясты все-таки пресеклись, герцогство перешло к Габсбургам, и местным католикам понадобился более-менее достойный храм (ибо "Шв. Вавжывец" оставался лютеранских вплоть до советских времен):


Немного против света - но чем ни chiaroscuro?

Посвящена эта типично барочная постройка одному из главных героев Контрреформации, чье влияние на формирование облика пост-тридентского христианства можно сравнить только с влиянием Игнатия Лойолы. Ну, еще не догадались? А если я подскажу, что интересующий нас персонаж был архиепископом Миланским? Теперь догадались? Ну, конечно же Карло Борромео!


И не спешите поправлять автора, что в предыдущем абзаце следовало слово "христианство" заменить на "католицизм" - автор написал это совершенно сознательно - ибо именно в эпоху барокко христианский Восток, чьи собственные центры образованности захирели под властью турок, начал подпадать под мощнейшее теологическое и эстетическое влияние с Запада, оценивать которое можно по-всякому, но игнорировать - просто смешно.


Мы все учились понемногу - и очень многие из тех, чьи имена уже не изгладить со страниц русской души, учились - подобно Онегину - у сбежавшего из революционной Франции аббата (и - с очень большой долей исторической вероятности - аббата иезуитского). Ну а если парнасские музы умолкнут, то тогда камни барочных церквей, настроенных - русскими руками - от Черного моря до Ледовитого океана точно возопиют!

А тем временем все знакомые педагоги могут оценить девиз на фасаде:


Ну а для тех, кто - подобно автору этих строк - до одури любит летать, тут есть памятник "самолёту-мышливцу":


Мысленный самолет, так сказать. По нынешним временам, очень своевременный монумент!

А тем из моих читателей, кому на мои мордочки смотреть интереснее, чем на барочные фасады и готические шпили, нате вам, любуйтесь:


На таком хорошем солнышке какой птак не согласится попозировать?

Вот такая тут живописная весна разгулялась:


Ну и все наверно на сегодня про оживающий после холодов Волув. Всем, кому еще не наскучило меня читать, пламенный привет из пронизанной нежным позднефевральским солнцем Нижней Силезии! Будем живы, еще полетаем! Или как это будет по-нашему, по-кастильски: ¡Volaremos!


Комментарии

Популярные сообщения