До Швидницы!


Накануне весь день шел "śnieg" - да так убедительно, что порой начинал выглядеть как настоящий снѣгъ, но наутро обещали солнышко, так что мы с хозяином не могли упустить нечастую возможность пофотографировать Нижнюю Силезию под снегом - с утра пораньше погрузились на электричку с силезским орлом на боку - и поехали.


Поля за окном непривычно белели, и в них периодически можно было видеть носящихся по диагонали стайки косуль и зайцев (в рыжей летней окраске) - видимо жывотные слегка окосели от такой new normality - и судорожно искали, что бы такого в сложившейся ситуации можно покушать...

Швидница (по-немецки "Швайдниц" - на мой вкус, еще более неблагозвучно, чем по-польски) встретила невероятно выразительным зимним светом:


- и краснокирпичным зданием на улице Трыбунальской, назначение которого легко различить с первого взгляда:


Что же, это - одна из двух вещей, от которых лучше не зарекаться... А вот и готический собор-красавец (кстати, Петра и Павла):


Но мы ехали сюда не к нему, а можно сказать прям-таки наоборот. Впрочем, эту историю надо рассказывать неспеша и по порядку.


Все дело в том, что после Тридцатилетней войны... да, да, вы правильно вспомнили - это как раз та самая война, когда случилось то самое злосчастное сражение при Рокруа, так живописно изображенное в финальной сцене "Капитана Алатристе"! Но как самые проницательные из вас наверно уже догадались, героической гибелью Диего Алатристе дело тогда не ограничилось, но смертоубийство достигло таких неприличных масштабов, что воевавшие стороны сочли за благо заключить мир по принципу "ни нашим, ни вашим" (а более конкретно, "чья земля, того и вера").


Все это понятно и общеизвестно,  скажите вы - но зачем после всего этого ехать в Швидницу? А вот зачем. Все дело в том, что Силезия в середине XVII века представляла из себя конгломерат маленьких герцогств в составе Священной Римской империи с преимущественно лютеранским населением и управлявшимся частично еще не успевшими пресечься ветвьми Силезских Пястов, а частично - непосредственно Императором. И если в тех герцогствах, где местные Пясты еще не окончательно переселились на погост (типа Лигница или Брега), подданые-лютеране под властью князей-лютеран могли только возрадоваться долгожданному миру, то там, где правили католики-Габсбурги (и к их числу относился Швайдниц) мир означал, что лютеране должны возвратить католикам все храмы, занятые ими более столетия назад. Что конечно не всем понравилось... Так что принципы-принципами, а Realpolitik никто не отменял - и после настоятельных просьб шведского короля - Император согласился разрешить своим силезским подданным построить три так называемых Церкви Мира. И вот наконец-то мы дошли до одной из них - похожей под снегом на сказочный домик!


Как и всякая уступка государей своим подданным, эта была обставлена множеством условий. В частности, при этих церквях нельзя было открывать воскресных школ (не оттуда ли пошло поколение детей, не читавших Библии?), иметь колоколен...


Стоп, а это что? (Я сам слышал, как оно звонило!) Одно из двух, либо начальство опять недоглядело, либо потом уже - при пруссаках - достроили. А самое главное - эти церкви ни в коем случае ее должны были быть каменными. Возводить их следовало из "дров, сена и тростия". Вот с этого ракурса неплохо видно, из чего она сделана:


Впрочем, тот факт, что спустя три с половиной столетия после постройки из трех первоначальных церквей две стоя́т как ни в чем ни бывало, намекает, что была бы сноровка (и конечно with a little bit of luck - куда ж без этого) - а все технические проблемы в принципе решаемы.


Так что спите спокойно, наши противники по Тридцатилетней войне - сейчас уже мало кто сможет отличить победителя от побежденного, а надо же - дело, за которое вы с нами (и мы с вами) воевали тогда еще не окончательно стерлось с лица земли...


А вообще конечно тут холодно! И японская техника не выдерживает - через полтора часа такого гуляния, хозяин отогревает в перчатке нашу основную батарейку, в то время как я - в рюкзаке - что есть сил дышу на запасную... Хорошо еще, что в этой стране не перевелись еще Жабки, где путник может найти бутылочку портеру "з канапком" (хотя - по таким путешествиям - наверно пора бы уже озаботиться покупкой фляжки для виски!)

Но напоследок - фотография для панов киноманов:


Только почему наш любимый "Пепел и алмаз" получился такими маленькими буковками?

Ну и совсем напоследок - портрет одного из моих здешних родственников. Как видите, он очень даже интеллигентен и владеет широкой номенклатурой некрологических мотивов:



Комментарии

Популярные сообщения